Нонна Гришаева: «Не люблю Москву, но благодарна ей за то, что она меня закалила»

Газета "Труд"
21 апреля 2011

Популярная актриса о перфекционизме, хорошей репутации и о том, где находится рай на земле

— Расскажите о новом проекте «Нонна, давай!». Его создавали именно под вас?

— Это немецкий формат, там он называется «Ladykracher» («Леди-фейерверк»). Знаете, как бы это помягче сказать… (Смеется.) У нас в России ведь зачастую просто воруют идеи чужих шоу и дают им свои названия. А мы купили у немцев их формат и привнесли в него много своего. Много ненужного, на мой взгляд, убрали и много нового и интересного добавили. Вполне естественно, что подобный проект должен создаваться под конкретного человека. А поскольку немецкая актриса очень сильно от меня отличается, пришлось придумать какие-то фишки именно под меня, отталкиваясь от моих данных. Естественно, что я участвовала в создании многих образов. Мы собирались все вместе — я, авторы, режиссеры, продюсеры, гримеры-костюмеры — и придумывали, какой должна быть программа и главная героиня. Создание шоу «Нонна, давай!» было абсолютно коллективным творчеством. Ну, а моей основной задачей было придумать не столько сами образы, сколько характеры этих образов. Так что каждая моя героиня будет хоть в чем-то немножко похожа на меня.

— Насколько сложно уговорить вас на участие в том или ином проекте? И как было в этом случае?

— Очень сложно, даже не пытайтесь (смеется). В этом проекте я очень долго добивалась, чтобы все было именно так, а не иначе, чтобы получился хороший результат. А говорить сейчас о том, довольна ли я результатом, не могу, так как пока его не видела. Но, как правило, я вообще не бываю собой довольна. Считаю, что если бы мы снимали проекты не в таком авральном режиме, то я могла бы проявить себя гораздо лучше. А сейчас я все время нахожусь в состоянии дикой усталости.

— Актеров сравнивают с зеркалом, которое впускает в себя персонажа. Не боитесь потеряться в чужих отражениях?

— Да нет, у меня здоровая психика, так что подобных опасений не возникало никогда. Мне вообще нравится перевоплощаться, и никакого негатива я при этом не испытываю.

— Нонна, практически все ваши роли очень реалистичны. Никогда не хотелось сыграть что-нибудь в жанре фантасмагории?

— Нет, мой любимый жанр — трагикомедия, и скоро, кстати, мне предстоит подобная работа в большом кино. Слава богу, режиссеры стали видеть во мне не только комедийную артистку и начали понимать, что я могу сыграть и еще что-то.

— По данным последнего ежегодного опроса, проведенного компанией «TNS Россия», вас признали самой популярной российской актрисой. Победителей, как известно, не судят. А вы сами себе строгий судья?

— Сама себе я, пожалуй, самый строгий судья и есть. А что касается фразы «победителей не судят», то тут вы ошибаетесь: судят, и еще как судят! А еще победителей, наверное, как-то и награждают. А у меня вот, например, нет ни одной телевизионной награды, притом что я 20 лет работаю на российском телевидении. Так какой же я победитель?

— Как вам удается сохранять хорошую репутацию и дружеские отношения с коллегами в непростом мире кино и телевидения?

— Ответ прост: я замужем и очень люблю своего мужа. Как я могу запятнать свою репутацию? И в профессиональном смысле тоже. Я не алкоголичка, не наркоманка, я даже чересчур трудолюбива и мега-ответственна, за что меня, кстати, многие не любят. Так что какая я есть в жизни, такая у меня и репутация — очень ответственной артистки!

— И самой востребованной. Вы и в театре играете, и в кино снимаетесь, и в телевизионных проектах участвуете. Хотите всего и сразу?

— Я ничего не хочу, я вообще от всего отказываюсь в последнее время! Правда. Я до такой степени устала, что мне бы дотянуть те проекты, что сейчас есть. И хоть бы немножечко отдохнуть летом с семьей.

— А вы бы смогли сейчас отказаться от того уровня жизни, который получили благодаря участию в этих самых телепроектах?

— Вы что, думаете, я во дворце живу? Я 20 лет живу в Москве, и 20 лет я работаю на нормальную квартиру в этом городе! Я вас уверяю, у меня до сих пор нет нормальных жилищных условий. Мне еще работать и работать, чтобы я смогла позволить себе жить действительно достойно. Я Рак по гороскопу и по году — Свинья, для меня очень важен домашний очаг, уют, комфорт. Поэтому я никогда не смогу сказать: не надо мне никакого нового дома, лучше отдохну месяцок-другой.

— Читала интервью, где вы рассказываете о том, как вам плохо в Москве и как до сих пор скучаете по Одессе. За 20 лет Москва не стала для вас родным городом?

— Мне очень многое не нравится в Москве: мне не хватает здесь солнца, не нравится погода, бешеный темп, количество людей, всегда бегущих куда то, пробки, в которых мы проводим полжизни. Но я благодарна Москве за то, что она меня закалила. А реально я живу, только когда приезжаю в Одессу: там я выдыхаю негатив, купаюсь в море и наслаждаюсь жизнью.

— Что для вас неприемлемо в жизни — допустим, по аналогии с песней Владимира Высоцкого «Я не люблю»?

— Больше всего я не люблю лицемерия и предательства, особенно в актерской среде. А сталкиваться с этим приходится практически каждый день. Стараюсь на это не реагировать, не растрачивать силы и нервы, а воспринимать как данность. Потому что никуда от этого не денешься в нашей профессии. Или говорю: «Да-да, спасибо большое. Я знаю, что вы на самом деле сейчас думаете».

— А что для вас значит хорошее партнерство в профессии?

— Когда партнер не перетягивает на себя одеяло, а играет с тобой глаза в глаза, идет от тебя — это настоящий партнер. К сожалению, мне нечасто везет на таких партнеров.

— Недавно страна простилась с великой Людмилой Гурченко. Как вы для себя объясняете секрет ее успеха?

— Людмила Марковна была безгранично, многогранно талантлива во всем, таких акт-рис очень мало. Могу сказать, что именно на нее я и равнялась всю свою жизнь, с самого дет-ства, у нее я и училась отношению к профессии.

— На этой неделе вы с Александром Олешко впервые представили в Москве ваш совместный концерт-бенефис «С любовью для всей семьи», где поете, рассказываете театральные истории, общаетесь со зрителями и отвечаете на их вопросы. Скажите, а какой вопрос люди вам задают чаще всего?

— Чаще всего люди спрашивают, почему мы с Сашей не живем вместе (смеется). Вопрос этот они задают в самых разных интерпретациях: «А у вас что, любовь-морковь?», «А почему вы не вместе?» Или: «А почему вы всегда вместе?» Всех волнует эта тема — почему мы с Сашей Олешко везде вместе (смеется). И мы очень часто отвечаем на этот вопрос музыкальным номером, песней «Мне нравится, что вы больны не мной». А Саша также пытается объяснить, что «у Нонны муж, двое детей и счастливая семья, а вместе мы только работаем».

— Слышала историю о том, как 13 лет назад за кулисами студенческого театра вы назвали Олешко «мой любимый артист». Можно ли назвать ваши отношения дружбой, проверенной временем?

— Абсолютно! Я считаю Сашу невероятно талантливым человеком. Он таким был всегда, еще со студенчества, когда я уже, будучи артисткой Театра Вахтангова, приходила на него посмотреть в дипломных спектаклях. И не я одна приходила! Тогда по театру даже прошел слух, что в училище появился гениальный мальчик, на которого надо обязательно сходить посмотреть. А Саша, в свою очередь, приходил в Театр Вахтангова, чтобы по-смотреть на Гришаеву. И так мы однажды столкнулись за кулисами, и я воскликнула: «Ой, мой любимый артист!» А Саша сказал: «Ой, моя любимая артистка!» С тех пор мы подружились, у нас оказалось много общего. Мы даже учились у одних педагогов в Щукинском театральном училище, хоть и в разное время.

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать вашим другом? Богаты ли вы настоящими друзьями?

— В основном у меня друзья мужчины — Саша Олешко и ребята из «Квартета И». Ценю прежде всего чувство юмора, талант и трудоспособность. Мы с Сашей в этом плане невероятные трудоголики, и нам очень комфортно находиться вместе. Мы не пьем, не курим, ведем здоровый образ жизни и очень много работаем. Мы не отдыхаем в том понимании, в каком это делают многие артисты — напиться и забыться. На тех же гастролях мы с Сашей лучше пойдем куда-нибудь в SPA, поплаваем в бассейне и вовремя ляжем спать.

— Телезрители наконец дождались возвращения «Папиных дочек», где у вас роль мамы пятерых дочерей. По сюжету девочки уже повзрослели и живут самостоятельно. Скажите, вы готовы к тому, что ваша дочь Настя очень скоро может заявить о своей самостоятельности и решении жить отдельно? Вас, насколько я знаю, мама побоялась в 17 лет оставить одну в Москве.

— Да, моя мама побоялась. Я же к этому себя готовлю постепенно, но хорошо, что Настя и сама не торопится взрослеть. Ей нравится быть маленькой девочкой, она еще ни разу ни в кого серьезно не влюблялась, и ей комфортно в этом сегодняшнем состоянии. А меня очень радует и успокаивает то, что она не торопится во взрослую жизнь.

— Но все же каков главный совет, который мать может дать юной дочери, решившей начать самостоятельную жизнь?

— Год назад я написала книгу «Советы дочкам. Папиным и маминым». Все советы, которые я могла дать, описаны в этой книге.

— Что обычно поднимает вам настроение ну просто на сто процентов?

— Дети, конечно. Мне хорошо, когда они просто рядом. Вот мой четырехлетний сын, например, неделю назад сочинил свои первые стихи. Бабушка пришла его утром будить, он лежит в кроватке, смотрит на нее и говорит: «Ну-ка свет нам открывайте и веселые вставайте!» Такие моменты — главная радость в моей жизни. Дочка только что вернулась из Англии, они с моей мамой ездили туда отдыхать. Поездка в Лондон была давней мечтой мамы, ну, а дочка уже паровозом вместе с ней поехала и получила незабываемые впечатления. А я просто счастлива, что в состоянии доставить им такую радость.

— При такой занятости кто обеспечивает тыл?

— Моя семья — мой самый надежный тыл. Это люди, которые меня понимают, поддер-живают и без которых меня бы вообще сейчас не было.

— Лично для вас любовь — это ощущение необыкновенной эйфории или фундамента под ногами?

— Это только в 17 лет любовь может дарить чувство эйфории. Для меня любовь — прежде всего надежное, понимающее плечо рядом. Моя любовь — мой муж, человек, который меня во всем поддерживает, понимает и без которого я абсолютно беспомощна. Саша — мое все, мой директор, помощник, человек, который занимается всеми моими делами. Даже когда мы расстаемся на пару дней, нам очень тяжело друг без друга. Мы до такой степени скучаем, что каждый раз, встречаясь, понимаем, как же нам хорошо вместе. И как плохо, когда мы не рядом. Не знаю, может быть, это именно то, что называют «наконец-то сошлись половинки»: Недавно мы мужем отдыхали на Мальдивах и остались в таком восторге от путешествия, что решили ездить туда каждый год. Там были такой красоты рассветы, закаты и открывающийся из бунгало вид на океан, что мы ощущали себя практически в раю. Я поняла: если и есть рай на земле, то он находится на Мальдивах.

http://www.trud.ru/