Серьезный вопрос о качестве обучения

Музыкальные школы со слабой музыкальной базой, не имеющие собственного помещения и вынужденные платить за аренду здания, а также школы, в штате которых много педагогов с большим стажем работы (и соответственно с большой зарплатой), предъявили своим учащимся счет, заметно превышающей прежнюю сумму в 23 рубля. Многим теперь приходится платить ежемесячно и 25—30, и даже 40 рублей.

Может быть, все это было бы оправданно, если бы в вечерней школе, как и раньше, учились работающие люди. А пока полная самоокупаемость только сделала еще более реальной возможность потерять одаренного ребенка из недостаточно обеспеченной семьи. Да и те, талантливые, кто все-таки учится в ВШОМО, оказались ни за что ни про что в невыгодных условиях: обременительная плата за обучение и зачастую низкий конечный результат.

Итак, на сегодняшний день вечерние музыкальные школы статуса своего не оправдывают: с одной стороны, это не музыкальные школы для взрослых, с другой — в силу высокой платы массовыми они для детей не стали. Выходит, вечерняя форма музыкального обучения не только не способствует распространению музыкального образования, но и сильно подрывает его. Допускаю, найдутся люди, которые могут со мной поспорить и для убедительности даже приведут цифры, подтверждающие «большой охват» музыкальным образованием детей. В одной только Москве в вечерних музыкальных школах учится 19 тысяч детей и работает 15 тысяч преподавателей!

Эти высокие показатели вала, которого мы добились, не должны никого успокаивать. Начинают учиться многие, а сколько ребят спустя два-три года бросают? Да и те, кто продолжает занятия, музыку не любят и не понимают. Закончив школу, не подходят к пианино. Но это уже другой очень серьезный вопрос — о содержании и качестве обучения.

Пока — о «тех» и «этих» школах. Может быть, настало время упразднить вечернее звено музыкального образования? И выход, кажется, виден: свести до минимума вечерние школы, в которых, как было изначально задумано, будут получать музыкальное образование взрослые люди, и значительно увеличить количество детских школ.

Но здесь не все просто. Вот такие данные сообщили мне в отделе культуры Октябрьского райисполкома Москвы. Районное финансовое управление на четыре детские музыкальные школы со среднегодовым контингентом 1204 человек выделяет 311 тысяч рублей. Таким образом, на одного ученика приходится около 258 рублей в год. Однако для того, чтобы регулярно обновлять материальную базу школы (скажем, закупать рояли «Эстония» и «Красный Октябрь»), чтобы ввести необходимые дополнительные дисциплины, на каждого ученика нужно затрачивать в год на 6 рублей больше. Для этого требуется в масштабах одной школы увеличить бюджетные поступления почти на две тысячи рублей. То есть существующие дневные музыкальные школы нуждаются в еще большей государственной дотации, чем получают. Автоматический перевод вечерних музыкальных школ в дневные обременителен с экономической точки зрения.

Есть и еще одна причина — давать довольно основательное образование большинству детей в объеме музыкальной школы, включая, скажем, сольфеджио и композицию, наверное, не требуется. Многие довольствовались бы менее серьезным курсом, но... Где учиться? Прискорбно, что мы фактически свели на нет музыкальное образование в общеобразовательной школе. Оно вышло из стен этой школы и стало роскошью, за которую приходится дорого платить.

Не случайно во всех действующих документах музыкальные школы числятся по номенклатуре внешкольных учреждений.

С таким положением мириться нельзя! Сейчас, когда настало время перемен в школе, многое необходимо пересмотреть и в системе музыкального образования детей. Пересматриваем же мы сейчас статус различных школьных предметов, вводим обучение в зависимости от способностей и склонностей учеников. Так почему же дети музыкальные знания и навыки должны получать только в музыкальной школе, а не в своей общеобразовательной? Очевидно, формы массового музыкального образования тоже должны стать более разнообразными и гибкими.

Думается, основы музыкальных знаний нужно давать ученикам в начальных классах обычной школы. В среднем звене школы вести факультативные музыкальные занятия, но не по принципу «Все — в хор!», а предоставить детям широкие возможности знакомиться с музыкальной культурой,развивать и проявлять музыкальные способности. Ну, а уж тому, кто может и хочет заняться музыкой всерьез, прямая дорога в детскую музыкальную школу. Реклама. Казино онлайн бесплатно http://latestcasinobonuses.ru