Нонна Гришаева официальный сайт

Тенденции развития франчайзинга в России

Тенденции развития франчайзинга в России
Франчайзинговый бизнес появился в России в середине 90 годов 20 века. Первооткрывателем этой сферы деятельности являются нефтяные компании. Началось все с того, что они начали передавать в аренду право на использование своего товарного знака. Позже в российском праве появился термин «коммерческая концессия». По формату нефтяных компаний начали расти и развиваться и другие известные компании. Популярность этого формата характеризуется за счет возросшего числа компаний, работающих в формате франшизы.
Именно нефтяные компании развили сеть розничной торговли нефтяными продуктами и ввели идеи франчайзинга. В тот период времени большинство компаний рассматривали идею франчайзинга как вариант интеграции между малым и крупным бизнесом. Однако это не являлось основной целью франчайзинга. В сфере предпринимательства концепция франчайзинга уверено зарекомендовала себя, и с каждым годом возрастало количество фирм, выбравших франчайзинг в качестве формата для своего развития. За 7 лет количество таких фирм увеличилось в 10 раз. Особой популярностью такой формат пользовался в секторе розничной торговли.
Российские и мировые тенденции развития франчайзинга не имеют существенных различий. Франчайзинг состоит из трех основных видов отношений - коммерческой концессии, дилерских и лицензионных соглашений.
В России существуют причины, замедляющие развитие франчайзинга. К ним относятся:
- большинство предпринимателей не имеют первоначального капитала для регистрации во франчайзинговой системе;
- непредсказуемость российской экономической системы;
- трудности при создании первоначального капитала из-за невозможности оформления кредита;
-отсутствие законодательных основ и правовой поддержки в сфере франчайзинга.
Однако, несмотря на негативные аспекты, на российском рынке на сегодняшний день существует следующая тенденция – повышается уровень активности франчайзеров по расширению новых территорий влияния. Самая высокая предпринимательская активность существует в регионах с развитой инфраструктурой. Для решения вышеперечисленных проблем, в 2001 году был создан Франчайзинговый Центр Малого Бизнеса. Целями Центра являются:
- помощь в воплощении в жизнь франчайзинговых проектов;
- проведение форумов, семинаров, выставок по развитию франчайзинга;
- популяризация франчайзинга, в том числе ведение издательской деятельности;
- привлечение инвестиций в развитие данной сферы, в том числе от иностранных предпринимателей.
Роль государства в развитии формата франчайзинга крайне высока. При поддержке федеральных, а также региональных органов власти данный формат будет развиваться гораздо быстрее, слаженнее и эффективнее. Продать бизнес в Минске


70315f1bdfe971fcc409f3e1ed08d733