Нонна Гришаева официальный сайт

Трудовые ресурсы и природопользование в специальных экономических зонах

Трудовые ресурсы считаются мобильным фактором регионального развития. Однако эта мобильность весьма относительна, что не всегда учитывается на практике и осложняет ротацию кадров, особенно по горизонтали. Если привлечение работников на новое место — тем более в «центр» — знакомо и технически несложно, то обеспечение обратного движения гораздо сложнее в социально-психологическом отношении. Наш опыт «решения» проблем такого рода сводится к «лимитной» прописке и к сокращению штатов, что неприемлемо не только в СЭЗ. Перестройка экономики страны на принципах полного хозрасчета, развитие кооперативного сектора и арендных отношений в значительной степени сглаживают специфику проблемы трудовых ресурсов и миграции в СЭЗ, превращая ее в элемент общегосударственной социальной и региональной политики. Кроме того, в многонациональном государстве этот аспект региональной политики непосредственно соприкасается со сложной сферой национально-этнических вопросов и культурных традиций.

Природопользование, охрана природы, развитие планировочных структур и «ландшафтная архитектура» — важные проблемы регионального управления. Высокую экологичность и ресурсосберегающий характер технологии в ведущих промышленно развитых странах не следует абсолютизировать. Едва ли западные предприниматели будут руководствоваться в своей деятельности экологическими соображениями. Более того, заметна тенденция «взаимовыгодных» предложений по развитию в СССР и в развивающихся странах экологически опасных производств.

В СЭЗ, расположенных на морском побережье, проблема природопользования и развития планировочных структур приобретает особую остроту.

Формулируется соответствующая задача регионального управления в береговых СЭЗ просто: направить развитие планировочных структур не вдоль береговой линии, а «до нормали» к ней, то есть в глубь континента. Несложен на первый взгляд и экономический механизм, посредством которого можно реализовать такое развитие: соответствующая дифференциация платы за землю и ресурсы, условий аренды и т. п. (рост платы по мере «приближения» к морю).

Однако такой механизм не учитывает экономику различных отраслей (норма прибыли, органическое строение капитала и др.), что предопределяет исход конкурентной борьбы за выгодный земельный участок и фактически может исключать некоторые варианты развития всего берегового региона. Например, такие отрасли, как марикультура и даже рекреация, обречены на поражение в «борьбе» с нефтегазохимическим комплексом за участок побережья, а их сдвиг в глубь континента просто невозможен. Примеры такого рода хорошо известны в практике регионального управления побережьем. Кроме того, при любом исходе конкурентной борьбы за побережье необходимо предусмотреть общественные интересы и обеспечить свободный пешеходный доступ к морю: во всех странах море не является частной или ведомственной собственностью. https://nspexpert.com


25df4e59c35071f1df92bb48d886ed7b